“День”. 2000. 28 сент.
Дмитрий Десятерик
Музыка, текст и “Батюк”
“Киев Музик Фест-2000” глазами рядового меломана
Любой фестиваль всегда имеет странноватый привкус узкого, цехового торжества. К фестивалям классической музыки и исполнительства, и к “Киев Музик Фесту”, в том числе, это наблюдение можно отнести с полным правом. Да, праздник, да, двери открыты для всех, но сполна насладиться шедеврами или обоснованно излить негодование по поводу провалов дано лишь небольшой части публики, наделенной опытом, слухом и компетенцией. Рассуждения остальных неизбежно приобретают характер практически дилетантский своим несомненным преимуществом, имея лишь стороннюю свежесть взгляда. Эти заметки про один день “Музик Феста” носят именно такой обыденный характер.В некотором роде мне повезло. Третий день на фестивале носил сплошь литературно-театрализованный характер, то есть более близкий и понятный человеку пишущему. Программу обоих основных концертов - и в Малом зале Консерватории (Музыкальной академии), и в Колонном зале филармонии - составляли опусы, созданные на известные литературные тексты или же отмеченные явным “литературоцентричным” настроением. Так, одна из заметнейших премьер дневного концерта, ранее не исполнявшийся в Украине цикл Пьера Булеза для фортепиано, носил название “Заметки”. И действительно, цикл прозвучал как сжатый, вновь создающийся метафизический трактат - “мысль явленная” в момент ее рождения на свет. А “Поэма морского берега” Чина Янга для скрипки и арфы, впрочем, аллюзий с пейзажной китайской лирикой не вызывала. Скорее, это была милая безделушка, идеальное сопровождение для безмятежного документального фильма о природе Дальнего Востока. Впрочем, это умиротворение было совершенно необходимо после сонаты для фортепиано Сергея Турнеева (еще одна премьера), отягощенной патетическим драматизмом и борениями страстей. В целом же дневной концерт по интенсивности событий явно выходил за рамки протокольного прослушивания. Небольшой зал на четвертом этаже Академии освятил своим присутствием именитый гость из Америки - Дейл Андервуд, саксофонист с воистину замечательной биографией. Слава его - необычного происхождения: мистер Андервуд - самый известный саксофонист духового оркестра Военно-морского флота США, ему доводилось выступать перед всеми президентами Соединенных Штатов начиная Линдона В.Джонсона. У нас бы ему дали разве что ничего не значащее звание народного или заслуженного артиста; ну а у себя дома он получил несравненно более весомую медаль за верную службу прямо из рук Билла Клинтона. Дейл Андервуд элегически завершил дневной концерт, исполнив сонату для альт- саксофона и фортепиано своего земляка, Пола Крестона и знаменитую “Милонгу для ангелов” Астора Пьяццолы.
Ну, а центральным событием не только этого концерта, но и всего фестивального дня (и, возможно, одной из заметнейших акций всего “Киев Музик Феста’2000”) стала премьера произведения со странным названием “Нестор Батюк”. Название, в свою очередь, сопровождалось затейливой жанровой номинацией “монолог с пританцовыванием для чтеца, бубна, скрипки, мандолины, игрушечных инструментов, баритона и других звуков”. Автор “Нестора Батюка” Сергей Зажитько - личность в музыкальной среде экстраординарная. Начав с камерных авангардных сочинений, он перешел к постижению глубин абсурда, каждый раз выдавая на-гора результаты столь же неожиданные, сколь и талантливые. Публичное исполнение его сочинений, как правило, выходит за чисто классические и даже авангардные рамки, каждый раз вызывая ожесточенные споры и сумятицу мнений. “Нестор Батюк” в этом смысле явился блестящим образчиком умения Зажитько пренебрегать любыми ограничениями. Чтец Андрей Крылов, отбивая ритм на бубне, внушительно и серьезно декламировал парафраз лермонтовского “Белеет парус одинокий...”. Сопровождаемое неожиданными звуковыми эскападами Сергея Охримчука (скрипка, мандолина плюс самые неожиданные инструменты), Дмитрия Кононенко, выдававшего свои баритоновые рулады с задних рядов, и появлениями Данилы Перцева - то кричащего, то трусящего в проеме дверей на тромбоне, - чтение это переросло в некую взрывоопасную помесь шаманской медитации и иронического перформенса. Радостная и довольная тень Сергея Курехина, казалось, так и реяла над сценой, а в зале не осталось ни единого зрителя, равнодушного к происходящему. Повторюсь, мнения по поводу того, что делает Зажитько, - самые разные, но, бесспорно, без тех, ярких и неожиданных красок, которые он вносит своей работой, музыкальный пейзаж Киева был бы намного однообразнее.
В завершение этого фестивального дня в Национальной филармонии, возобладал пафос прошлого. Детский хор “Веснівка” и ансамбль “Киевская камерата” добротно исполнили кантату Игоря Стравинского на староанглийские тексты, проникнутую величавой неспешностью и скрытыми страстями предъелизаветинской Британии. А вот “Французские фрески” Леси Дычко, показанные во втором отделении, явно проигрывали “британскому вторжению” Стравинского. Этот своего рода театрально-музыкальный круиз по знаменитым замкам и дворцам Франции осуществлялся с помощью самых изысканных средств - чтеца, смешанного хора, органа, деревянных духовых инструментов, ударных, балетной труппы. Однако эти тщательно и богато подготовленные “Фрески” не давали ощущения цельности зрелища, по крайней мере непрофессиональной публике.
В целом этот день на “Киев Музик Фесте” сложился как своего рода роман с собственной завязкой, непредсказуемой кульминацией и негромким многоточием в конце. Впереди же - премьеры новых творений Валентина Сильвестрова, исполнение прославленных опусов Альфреда
Шнитке, Бенджамена Бриттена, Густава Малера и то “многое другое”, ради чего и проводятся фестивали. За непрофессионалом остается лишь малое
- жадный интерес и к новым фактам, и к академичной виртуозности. Это, наверное, основное достоинство хорошего слушателя