"Столичные новости". 2002. 8-14окт. №38

Роман Юсипей.

Пусть светит!

Фестиваль "Kyiv Music Fest" впервые прошел без своего основателя. Душа же Ивана Карабица, кажется, незримо присутствовала на лучших концертах фестиваля.

Среди музыкальных афоризмов, шуток и анекдотов, рожденных XX веком, есть и такое газетное объявление "Продам абонемент на посещение вечеров современной музыки. Место хорошее — рядом с выходом". Если бы автор этого свидетельства о конфликте между мышлением нынешнего композитора и ухом среднестатистического слушателя попал на заключительный концерт ХШ Международного фестиваля "Kyiv Music Fest", то при всей стратегической выгоде своего месторасположения выйти ему бы не удалось. В тот вечер случилось нечто давно не виданное даже завсегдатаями Национальной филармонии: свободных мест не было, ни одного. Люди, пришедшие услышать Шестую симфонию Сильвестрова, "Карпатский концерт" Скорика и Третий фортепианный — Рахманинова, двумя симметричными потоками влились в Колонный зал имени Лысенко и живой цепью замерли от края подмостков до того самого пресловутого выхода. На сцене — симфонический оркестр студентов Национальной музыкальной академии имени Чайковского, за дирижерским пультом — Роман Кофман. Поклон маэстро балкону, поклон — партеру, поклон — юной паре, расположившейся прямо на сброшенных на пол рюкзаках. Еще мгновение — и хлынет оркестровое тутти...

...Прошлой осенью Иван Карабиц последний раз в своей жизни вышел на сцену Малого зала консерватории, чтобы поздравить детей-композиторов, исполнявших свои сочинения в концерте ХІІ "Феста". Неизбежность ухода уже читалась в его резко постаревшем лице и седых, коротко подстриженных волосах. Минул год — и созданный композитором фестиваль, на неделю окунающий меломанов в водоворот музыкальных событий, встреч и конференций, заставляющий растерянно водить пальцем по громадному перечню премьер и лихорадочно решать вопрос, куда идти, уже посвящен памяти Ивана Карабица, как и концерт "Памяти учителя", состоявшийся в “Украинском доме”. Возможно, Богдане Працюк — молодому композитору, чью Симфониетту здесь исполняли, в какой-то момент показалось, что человек, которого она так хорошо знала и любила, улыбается с висящего высоко над сценой портрета...

Под таким же портретом, в тот же день, всего лишь в ста метрах — в Колонном зале филармонии — публика непрерывными криками и аплодисментами снова и снова вызывала на бис чернокожего певца Стивена Салтерса, приглашенного Романом Кофманом для участия в "Музыкальных диалогах: Украина-США", а тот, зажмурив глаза, горячо и надолго заключал дирижера в объятия. На вопрос, оказывали ли ему исполнители когда-нибудь такие же знаки внимания на сцене, маэстро ностальгически вздохнул: "Ах, как он обнимал меня в Брюсселе!". И еще вдохновеннее зазвучали спиричуэлсы о бесконечной реке и прекрасном небесном граде, заставив слушателей ощутить присутствие Вечности…

С таким же напряженным вниманием внимала и переживала публика "Феста" написанный в 1941 году в концлагере Оливье Мессианом квартет "На конец Времени". Глубокая религиозность "одного из важнейших документов нашего века", отрешенного от мира сего и принадлежащего уже сфере духовной, явилась как бы совершенным прологом к заключительному концерту фестиваля, к Шестой симфонии Сильвесгрова. Ее течение, подобно концентричным кругам, плавно и медленно расходящимся от попадания камешка секунды в зеркальную гладь нескончаемого времени, то врывающегося в нас своею болью и тревогами, то дарующего покой, обнажая кристальную чистоту и щемящий трепет...

Уставшему, окруженному после концерта многочисленными почитателями и немногими близкими людьми Роману Кофману, наверное, меньше всего на свете хотелось расставаться с этой музыкой. Рано или поздно кто-нибудь отметит в ряду немногих удачных союзов композитора и дирижера (Шостакович-Мравинский, Шнитке-Рождественский, Канчели-Кахидзе) и этот тандем — Сильвестров-Кофман, а пока послушайте слова маэстро: "Чтобы эта музыка звучала по-настоящему, необходимо одно условие, всего лишь одно — ее нужно любить". На минуту представьте себе композитора Таню Яшвили, молоденькую девушку, которая еще напишет свои симфонии, а сейчас растерянно теребит пальцами листки оставленных на сцене оркестровых партий, невольно осознав, что эта музыка заслуживает того, чтобы слушать ее стоя... Почувствуйте, как до сих пор летают в воздухе слова песни чернокожего американца Стивена Салтерса о вечном свете внутри нас с ее рефреном: "Let it shine, let it shine...". И вы поймете атмосферу нынешнего "Феста".



© 2004-2005. Все права защищены.
Developed by Treastal.