"День". 2002. 24 сент.

Дмитрий Десятерик.

Начало игры

Концерт симфонической музыки Евгения СТАНКОВИЧА, приуроченный к 60-летию композитора и вместе с этим ставший прологом XIII Международного фестиваля "Киев Музик Фест", уже сейчас можно назвать одним из центральных событий начавшегося сезона.

Станкович (интервью с ним "День" публиковал накануне нынешнего юбилея) в богатом композиторскими талантами Киеве занимает исключительное место. Здесь сейчас не с руки перечислять послужной список. Отмечу лишь, что, уверенно вступив в права владения ремеслом и став в 1970-е лидером симфонической сцены, Евгений Федорович постоянно и неутомимо стремится отдать миру как можно больше прекрасной музыки. В том, что он делает, второстепенных, побочных вещей нет. Грандиозная архитектура четырех симфоний 1970-х годов, напряженный трагизм "Голодомора", эпическая фантазия фолк-оперы "Цвет папоротника", утонченность Камерных симфоний, величественная фреска "Каддиш-реквиема", блестящие балеты и концерты, многочисленные и каждый раз неповторимые камерные и хоровые опусы, — главнейшие высказывания, послания композитора, после которых обыденная речь кажется обесцененной.

В юбилейный вечер в Национальном театре оперы и балета были сосредоточены отменные исполнительские силы. Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины (главный дирижер — Владимир Сиренко) работал с первоклассными солистами — скрипачом Эдуардом Идельчуком (Россия-Финляндия) и гостем из Голландии, альтистом Даниилом Райскиным. В программу вошли со вкусом подобранные опусы, представлявшие творчество композитора достаточно широко, на разных этапах и в самых неожиданных ракурсах. Единственное, что смущало, — безмерно растянутая официальная часть, в лучших культуртрегерских традициях, с бурными аплодисментами не имениннику, а чиновным особам (некоторым — в довольно странной "роли двуликого Януса", по словам самого Миколы Жулинского, хотя он читал грамоту от отсутствующих троих), пришедшим с поздравлениями. К счастью, бюрократический пролог, заняв более получаса(!) времени все же окончился.

В первом отделении прозвучала ранняя “Симфония пасторалей” для скрипки с оркестром (1980 год), во втором — Концерт для альта с оркестром и Сюита из балета "Ночь перед Рождеством". Перепады настроений, от действительно пасторальных, безмятежных, до драматических в Симфонии, парадоксальное построение Концерта, ритмическая головоломка "Казачка" и поэтичность Адажио из Сюиты — оркестр Сиренко и солисты виртуозно справились со сложнейшими задачами. Сам же концерт, как сказано выше, дал старт десятидневному марафону "Киев Музик Феста’2002". В нынешнем году фестивальная программа изобилует премьерами и новыми именами. Для ушедшего из жизни в начале года основателя и бессменного руководителя фестиваля, Ивана Карабица такая наполненность — лучшая память. Так в Киев приехала весьма солидная делегация зарубежных музыкантов и сочинителей из Норвегии, Австрии, Финляндии, Швеции, США. За десять дней состоится более 60-ти премьер современных и классических композиторов. Для ценителей старины особенно будет интересно первое исполнение “Страстей по Иоанну" Карла Филиппа Эммануила Баха. Солидную аудиторию соберет фортепианный цикл "Все сонаты Александра Скрябина" в исполнении профессора Мичиганского уни-зерситета Артура Грина. Не меньшего внимания заслуживает концерт фортепианной музыки "От тональности к сериализму". Отечественный исполнитель Евгений Громов покажет ранее недоступные украинской аудитории опусы отцов "новой венской школы" Арнольда Шенберга и Антона Веберна, а также раритетные поздние пьесы Рихарда Вагнера.

Вклад наших композиторов будет не менее плодовитым. В первую очередь, конечно, следует обратить внимание на премьеру новых сочинений Валентина Сильвестрова "Вальс мгновений" и Евгения Станковича "Смиренная пастораль". Впрочем, в залах Национальной филармонии и Музыкальной академии прозвучат новые работы украинских композиторов всех поколений. Красивейшую пьесу "Цветение" на стихи Уильяма Блейка представит Полевая. Неугомонный экспериментатор Сергей Зажитько наверняка возмутит сторонников академической линии перформенсом для шести исполнителей "Фаллосипед". Будут исполнены масштабные "Швейцарские фрески" Леси Дычко для чтецов, хора, органа и ударных инструментов. Новые произведения представят Юлия Гомельская и Сергей Пилютиков, Святослав Лунев и Богдана Фильц, Левко Колодуб и Владимир Губа.

Одним словом, новый век на киевской сцене начинается как век музыки. Век Станковича и Сильвестрова.

Наверно, это все же не худшее из времен.



© 2004-2005. Все права защищены.
Developed by Treastal.