“Правда Украины”. 1994. 27 окт. №123 (15518)

Жанна Хурсина.

Осень. Листопад. Звуки рояля...

Переполненные залы, насыщенность концертных программ, широкая панорама творчества композиторов различных эпох, стилей и направлений – черты нынешней киевской музыкальной осени.

Яркое впечатление оставил Первый Киевский фестиваль памяти Регины и Владимира Горовиц, проходивший в стенах Киевской консерватории. 57 участников вместе с многочисленной слушательской аудиторией отдали дань уважения и восхищения нашим соотечественникам – замечательному педагогу и всемирно известному пианисту.

Среди “звезд” заключительного концерта были квинтет “Киев” (художественный руководитель – пианистка Милана Чернявская), юные музыканты из средней специальной музыкальной школы имени Н.В.Лысенко Надя Сорокина и Миша Данченко (получившие призы “надежды” и слушательских симпатий) и, наконец, истинное украшение фестиваля – львовская пианистка Этела Чуприк, поразившая совершенным пианизмом и огненным темпераментом.

В концерте камерной музыки* снова блеснул ансамбль в составе Анатолия Баженова (скрипка) и Наиды Магомедбековой (фортепиано), удостоенный на фестивале специального приза за высокий профессионализм и исполнительское мастерство. Репертуар музыкантов огромен и постоянно обновляется. В данном концерте талантливый дуэт представил Сонату чешского композитора Любоша Фишера и двенадцать мелодий для скрипки и фортепиано “Знаки зодиака” известного немецкого пианиста, композитора, дирижера, музыкального писателя и педагога Карлхайнца Штокхаузена. Последний является представителем современного авангарда. Пространственно-звуковые эффекты космической мистерии Штокхаузена в интерпретации киевских музыкантов вызвали у слушателей большой интерес.

Один из вечеров в “Украинском доме” был отдан заслуженному артисту Украины, ныне работающему в Америке, Николаю Суку. Артист любит киевского слушателя, часто выступает с сольными программами и в содружестве с симфоническим оркестром. “Гвоздем” последней программы стала романтическая Соната си минор Ференца Листа. Она была сыграна пианистом ярко, увлеченно, самобытно. А в первом отделении концерта прозвучали “Багатели” Бетховена, пьесы Бартока и Сильвестрова. Тонкость исполнения, широкое использование колористических эффектов, богатая исполнительская ритмика свидетельствуют о полной творческой зрелости артиста.

С истинно французским изяществом прозвучал на симфоническом вечере в Большом зале Киевской консерватории (дирижировал Владимир Сиренко) Концерт для двух фортепиано с оркестром Франсиса Пуленка. За богатство и красоту кантилены Пуленк назван на родине “французским Шубертом”. Образы и краски его Концерта удивительно перекликаются с широко исполняемым Концертом соль мажор Мориса Равеля, но схожесть художественных замыслов этих сочинений исторически оправдана, ведь они были созданы почти в одно время: Концерт Равеля – в 1931 году, Концерт Пуленка – в 1932-м. Концерт Пуленка представили в Киеве профессор Высшей Национальной консерватории в Париже Сабина Лякоаре и выпускник престижной во Франции “Еколь Нормаль де Мюзик” Жерар Бекерман.

Прозвучал – в том же консерваторском Большом зале – и украинский Фортепианный концерт. Написал его Александр Костин, а исполнили пианист Юрий Кот и Запорожский симфонический оркестр под управлением Вячеслава Реди. Композитор посвятил свое сочинение рано ушедшему другу – талантливому певцу, солисту Киевского детского музыкального театра Александру Барабашову. Материалом для Концерта стали мелодии из репертуара певца, специально написанные для него композитором.

Порадовали своим искусством многие пианисты. Назову хоть некоторых: Оксана Петровская (Киев), Евгений Плавуцкий (Монреаль), Йожеф Эрминь (Львов), Ирина Портенко, Елена Строган, Елена Дмитриева (Киев). А 17-летнего (но уже “титулованного”) пианиста Алексея Гринюка после блестяще сыгранного “Мефисто-вальса” Листа слушатели наградили прямо-таки овациями.П^



© 2004-2005. Все права защищены.
Developed by Treastal.