“Украина и мир сегодня”. 2000. 14-20 окт. №41

Юлия Ситарская.

“И там у смерти ищут силы”

На заключительном концерте XI фестиваля "Киев Музик Фест" под управлением Владимира Сиренко прозвучали две музыкальные трагедии - симфония-балет Виталия Губаренко "Liebestod" и Симфония №6 "Трагическая" Густава Малера.

Сегодняшняя жизнь полна драматизма, неразрешимых противоречий, порой - трагической обреченности. Люди ищут опору для духа, чтобы выжить и уберечь свое человеческое "Я". Такой опорой остается созерцание трагедии в искусстве. Переживание всех перипетий, низвержение в бездну и взлет духа рождают человека обновленного, нашедшего истину в самом себе.

Возможно, поэтому люди идут на трагедию, тем более, если представляют ее любимые артисты.

Владимир Сиренко вновь продирижировал посвященной ему симфонией-балетом Виталия Губаренко "Liebeslod" ("Любовь и Смерть"), отдавая дань выдающемуся композитору, умершему в этом году. И хотя балета на сцене не было, у слушателя возникали почти зримые образы, связанные с движением, мимикой, жестом. В.Губаренко был одним из тех современных композиторов, в произведениях которых сочетание демократического языка с глубиной философской мысли достигли идеальных пропорций. На нынешнем концерте его опус был принят публикой очень тепло, и было очевидно, что в данном случае художественный мир композитора оказался созвучен дарованию дирижера. В.Сиренко - артист, интерпретации которого отличаются как ясностью, рельефностью намерений, так и высокой эмоциональной температурой. Возможно, поэтому его концерты вызывают живой отклик слушателя, как, на пример, начатый им цикл исполнений симфоний Малера.

Сочетание в одной программе произведений Губаренко и Малера имело символическое значение, связанное с идеей "Музик Феста", - органичное сосуществование на концертной сцене украинской и зарубежной музыки, классиков и современников. Музыка Малера всегда волновала тем, что отображала нравственные страдания человека, его непрекращающийся поиск истины, и в нем же, человеке, заложенные страшные разрушительные силы, ведущие к смерти. В интерпретации В. Сиренко симфония прозвучала в едином волевом порыве, ее огромные масштабы не ощущались благодаря хорошо выстроенной дирижером композиции, следующей целенаправленному движению музыкальной мысли. Слушатель как бы оказался свидетелем театрального действа, постижение которого потребовало напряженной интеллектуальной работы. Возможно, в стремлении охватить целое дирижер пожертвовал смысловой проработкой деталей, тонкостью нюансировки, из-за чего образный потенциал произведения был исчерпан не полностью.

Итак, заключительный концерт "Музик Феста" прозвучал вполне достойно и даже патетично. К закрытию фестиваля у слушателя в душе осталось благодарное чувство к его организаторам. Ведь именно их усилиями фестиваль выжил и в одиннадцатый раз пре доставил возможность услышать новую и разную музыку.



© 2004-2005. Все права защищены.
Developed by Treastal.