“Украина-центр”. 1997. 17 окт. (друкується з незначними редакційними скороченнями)

Ирина Сикорская.

Французский шарм игры “в квартет”

Музыкальная общественность и почитатели, ежегодно съезжающиеся в Киев на международный музыкальный фестиваль “Киев Музик Фест”, уже привыкли к тому, что программы его дарят встречи с лучшими композиторами и исполнителями мира. Не стал исключением и нынешний, восьмой по счету “Фест”: его участником стал замечательный Квартет Изаи из Франции.

Сенсации начались еще утром, на репетиции. Музыканты поведали, что играют на уникальных инструментах: самый “молодой” из них — альт — был изготовлен в 1850 году, а рекорд побила первая скрипка работы легендарного Амати, датируемая 1609 годом. Здесь же (т.е. на репетиции) подтвердился и высочайший уровень исполнения. Неудивительно, что к началу вечернего концерта 1200 мест зала “Украинского дома” оказалось недостаточно, чтобы вместить всех желающих: люди сидели на ступеньках, стояли в проходах, нарушая все нормы пожарной безопасности. И было из-за чего: три абсолютно разных по стилю квартета (Бетховен, Дютийе, Брамс) составили грандиозную, драматургически цельную, образную палитру. Покоряла непривычная для нашего уха “мягкая” манера игры, изящество (в нашем сознании ассоциирующееся именно с французским шармом), удивительное взаимопонимание музыкантов. Впрочем, они уже и не мыслят себя по отдельности: на просьбу к каждому сыграть по фразе ответили отказом: “Мы — Квартет!”.

Как выяснилось из разговора с ребятами, квартет существует с 1984 года. За эти годы сыграно более 800 концертов. Люк-Мари Агера (2-я скрипка) и Мигель да Сильва (альт), тогда еще студенты Парижской консерватории, стояли у его “колыбели”. Гийом Сютр (1-я скрипка) и Марк Коппей (виолончель) влились в состав квартета сравнительно недавно, в 1995 году, но, по общему мнению, их приход привнес новый импульс, новое направление. Успех, а следом и международное признание, пришли к Квартету Изаи в 1988 году, после победы на престижном конкурсе струнных квартетов в Эвиане (Франция). С того времени музыкантов приглашает весь мир: США и Япония, Израиль и Южная Америка. Наш небольшой континент они исколесили во всех направлениях. Вот и сегодня приехали в Киев из Братиславы, по пути в Санкт-Петербург и Прибалтику.

“Почему вы взяли имя Изаи?” — обратилась я к музыкантам. “Мы хотели отдать дань уважения и памяти Эжену Изаи (1858—1931) — основателю собственного квартета, корифея франко-бельгийской школы игры на скрипке. Как известно, знаменитая русская школа тоже вышла “оттуда”. Поначалу мы играли Моцарта, Мендельсона. Последние три года считаем своим “коньком” Гайдна, Бетховена, Брамса. Играем много французской музыки. Естественно, наш репертуар не ограничивается классикой. С удовольствием играем и авангард: Паскаль, Дюссаж, Франк, Кравсик. Играем и много русских квартетов (Бородин, Чайковский, Стравинский, Шостакович, Прокофьев). К сожалению, в нашем репертуаре отсутствуют украинские композиторы — и это большое упущение. Надеемся, что после нашего пребывания в Киеве ситуация изменится”.

Помимо концертов (а их Квартет Изаи дает до 80 в год, причем всего 10-15 во Франции), ребята преподают в Национальной консерватории (спецкласс струнных квартетов). У них 8 учеников. “Строгие ли вы преподаватели?” — спрашиваю я у них (в “обычной” жизни они, как мне показалось, довольно ребячливы). “Мы со студентами довольно демократичны. Но поблажек не допускаем”.

“Чем еще вы занимаетесь помимо музыки?”.

“Вы уже заметили, что мы много концертируем, поэтому потом приходится наверстывать занятия со студентами. Еще много записываемся. Так что для семьи остается совсем мало времени. Люк-Мари у нас страстный болельщик: чтобы сделать ему приятное, завтра мы все отправляемся на футбол и, конечно же, будем всей душой болеть за “Динамо” (речь шла о матче “Динамо”—”Ньюкасл”)”.

Но футбол был “завтра”. А “сегодня” — триумфальный концерт, море цветов, море автографов. На “бис” квартет сыграл страстную “Молитву тореро”, и испанская музыка в их исполнении вызвала не меньший восторг.

“Мы рады, что наконец-то открыли для себя Украину. Нам очень понравилась ваша публика. Непременно постараемся приехать в Киев снова”. Пожелав Квартету Изаи успехов, я попрощалась с этими прекрасными музыкантами и чудесными ребятами. Их ждал ужин у французского посла.

Кстати, квартет долгие годы пользуется поддержкой Французской ассоциации поддержки искусств Министерства иностранных дел Франции. Пропаганда собственного искусства зарубежом там — одно из приоритетных направлений. У нас же, складывается впечатление, — все наоборот. Огромные суммы бюджетных денег выделяются на всевозможные “дни культуры”, часто в обход Министерства культуры. На финансирование же “Киев Музик Феста”, по праву считающегося самым престижным в Украине, завоевавшего имя в мире, выделено около трети необходимой суммы, точнее 70 тысяч гривен. Но это уже, как говорится, наши реалии, далекие от высокого Искусства.





© 2004-2005. Все права защищены.
Developed by Treastal.