“Правда Украины”. 1995. 17 нояб.

Алла Терещенко

Женщина, у которой тысяча имен...

Одной из доминант “Феста” стал весьма редкостный конкурс — композиторов-женщин. В Украине такой проводится впервые, а в мире их было (за все времена) лишь несколько.

Конкурс был задуман как международный, приглашались авторы новых сочинений из многих стран (и заявки были), однако на старт вышли лишь наши соотечественницы. К сожалению, в афише конкурса мы не увидели имена Л.Дычко, Б.Фильц, О.Криволап, К.Цепколенко, И.Кириллиной, А.Загайкевич и многих других, уже известных и менее известных композиторов-женщин, но те, чья новая музыка прозвучала, порадовали слушателей. Профессионализмом. Свежестью чувств. Самобытностью формы и выразительных средств.

Конкурс был задуман нашими земляками, живущими в США, и проведен при их моральном и материальном содействии. Это супруги Марьян и Иванна Коць — меценаты и большие друзья украинской культуры.

А задумали они это состязание не случайно. Сейчас в Украине происходят необычные вещи. К примеру, что-то сместилось в представлении о мужских и женских профессиях. Бизнес и политика — вроде бы дело мужское, но женщины не упустили свой шанс потеснить мужчин в этих сферах. А в искусстве? Сегодня в композиторских классах Национальной музыкальной академии им.П.И.Чайковского половина учащихся — женский пол!

Строгие критерии оценок не позволили жюри присудить участницам конкурса две первые премии, однако уровень его был достаточно высок. Третьей премии удостоена киевский композитор Анна Гаврилец, — автор “In Меmoriаm”, очень искреннего оркестрового сочинения, образность которого связана с трагическими отголосками нашей истории и с личными переживаниями.

Поощрительной премии был удостоен Концерт для альта и камерного оркестра Жанны Колодуб, написанный и сыгранный мастерски. Он прозвучал в интерпретации альтистки Инны Бутрий и камерного оркестра “Киевская камерата” под управлением Валерия Матюхина. Такой же премией была отмечена кантата-действо Галины Овчаренко “Предвечное”, прозвучавшая в исполнении фольклорного ансамбля Сумского педагогического института “Мальвы” (солировала сама автор) и камерного ансамбля. Галина, недавно закончившая Киевскую консерваторию (класс профессора Ю.Ищенко), сейчас творчески активно работает в Сумах. Поощрительной премии удостоилось также сочинение “Флориды” (для камерного оркестра) одесситки Юлии Гомельской, которая стажируется в Англии.

Специальный приз — самому молодому участнику конкурса — достался Елене Леоновой, представившей камерное сочинение для сопрано с оркестром “Веснування” (его исполнили солистка Оксана Шкурат и “Киевская камерата”).

Среди услышанного на конкурсе запомнились мне и очень лиричное сочинение Виктории Полевой “Світе тихий”, написанное для смешанного хора, солистов и камерного оркестра, концерт для камерного ансамбля “Прошение даров духовных” Татьяны Евоны, многое другое.

В рамках фестиваля, но вне конкурса, в концертах прозвучали — и прозвучали прекрасно — “Слепая музыка” для фортепиано и оркестра Аллы Загайкевич, “Симфония мечтаний” для камерного оркестра львовского композитора Ольги Криволап, хоровой триптих Богданы Фильц, симфония-кантата Леси Дычко “Песни любви”, камерные сочинения польского автора Ганны Куленти.

У современной женщины — тысяча профессиональных имен, и среди них все ярче и выразительнее звучит это: композитор.



© 2004-2005. Все права защищены.
Developed by Treastal.