“Частное дело”. 1994. 9—15 окт. №39 (114)
Елена Дьячкова
Один день из жизни музыки
Игнорируя Ее величие и непостижимость, Ей (как собаке) отвели конкретное место. Так появились именины — День музыки. Имя выражает сущность своего владельца. Именины – иронизируют по поводу всей его жизни. День музыки (первое октября) нынешнего года случайно оказался “антологией” музыкальной жизни Киева: днем ЗАКРЫТИЯ Первого киевского фестиваля фортепианной и камерной музыки памяти Регины и Владимира Горовицей, днем ОТКРЫТИЯ Пятого международного музыкального фестиваля “Киев Музик Фест’94” и Днем пожилых людей (слушателей? исполнителей? композиторов?!).ЗАКРЫТИЕ – захлопнутая дверь перед носом опоздавших. ОТКРЫТИЕ – мечта многих, и, как всякая мечта, заставляет о себе говорить. ОТКРЫТИЕ начинается с ЗАКРЫТИЯ. “КиЁв Музик Фест’94” открылся закрытием выставки “Арт-контрапункт”, представлявшей в Музее изобразительного искусства живопись и инсталляции современных художников Украины. Среди авторов работ – личности арт-мира Александр и Сергей Животковы, Александр Павлов, Тиберий Сильваши. Затем – симфонический концерт. “Музик Фест” в пятое свое проведение наконец обрел лицо начальной церемонии: традиционное место (зал Национальной оперы Украины), торжественная музыкальная заставка, лаконичные выступления представителей дирекции фестиваля и Министерства культуры, яркая программа в прочтении Вирко Балея, заполненный зал. “Церемония – это украшение учения и начало смуты”, — говорили даосы. Церемония открытия Пятого “Музик Феста” подтвердила свое предназначение – украшать – и вместе с тем породила надежды на высокий уровень фестиваля в целом (и угрозу недовольства в случае разочарования). На концерте открытия прозвучали романтико-минималистический Концерт-остинато для виолончели с оркестром Ясуси Акутагавы (Япония) и Симфония №1 Джона Корильяно (США). Первое произведение запомнилось благодаря участию в исполнении Валентина Потапова (соло виолончели), тонкого интерпретатора и виртуоза. Второе произвело на слушателей особо сильное впечатление композиционно-музыкальным замыслом: экспрессия тембровой драматургии, коллажи, эксперименты с мелодическим контуром в сочетании с традиционными методами композиторского письма – все было сосредоточено вокруг повествования о друзьях-музыкантах Корильяно, которые погибли от СПИДа.
Дальнейшая программа “КиЁв Музик Феста’94” была необычайно насыщена: по 3-4 концерта в день из произведений композиторов Аргентины, России, США, Украины, Франции, Швейцарии. Четвертый конкурс композиторов имени Марьяна и Иванны Коць, семинар “Украинская музыка в грамзаписях мира” и презентация коллекции записей Степана Максимюка (США). Выставка музыкальных инструментов французской фирмы “Selmer”. Вручение специального приза американской фирмы “RDM Artist” (президент – Роман Мац) за высокое исполнительское мастерство.
Среди оказавших поддержку фестивалю – частные лица: Маричка и Орест Слупчинские и многие другие. Фестиваль продолжал свою работу по 8 октября включительно, а дальше были музыкальные будни – дни, такие разные дни из жизни музыки.