“City”. 1995. 24 окт.

Елена Береговая

“Киев Музик Фест’95”: “шведский стол” или историческое событие?

Если бы до наших дней дожила традиция вести летописи, то наверняка какой-нибудь современный монах аккуратно вывел бы своею рукой такие строки: “С 30 сентября по 7 октября в Киеве проходил Шестой международный украинский фестиваль “Киев Музик Фест’95”. И хотя в летописи заносились лишь исторические события наибольшей важности, появление данной записи имело бы достаточно веские основания.



К примеру, только здесь можно было пообщаться с музыкантами из Франции, Америки, Канады, Японии, Австралии и других стран. Только здесь могли удовлетворить свои музыкальные запросы любители таких различных стилей, как классика, авангард и джаз. И только здесь вы могли услышать игру юных, восходящих звезд фортепианного искусства (лауреатов конкурса памяти Горовица), или понаблюдать за перипетиями конкурсной борьбы женщин-композиторов Украины.

Впервые в стране прозвучала музыка ведущего композитора из Америки Крамба. И хотя были исполнены его сочинения 60-х годов, для многих украинских слушателей они стали открытием. Не были забыты и те, кто любит яркие зрелища. Мистика, эротика, символы-намеки — всего этого было вдоволь в утонченно-философской фантазии Козаренко “Дон Жуан из Коломыи”, представленной на вечере театрализованных музыкальных композиций 1 октября. А исполненная в том же концерте психоделическая серенада Зажитько “Ах ты, степь широкая” разбудила в зрителях противоположные, варварски-агрессивные инстинкты, и к концу произведения в зале почти не осталось людей, которые бы не топали, не свистели и не подпевали вместе с исполнителями.

К зрелищам несколько иного плана относится концерт джазового квартета Мишеля Порталя из Франции. Это был красочный фейерверк импровизаций, соединенных с мастерством и профессионализмом. В безмолвной тишине рождались капризные джазовые ритмы и экзотические мелодии, а энергия, возникавшая в процессе совместного творчества музыкантов на сцене, захлестывала переполненный зал волнами восторга.

Рядом с этим — недоумение и разочарование слушателей некоторыми сочинениями и исполнителями весьма посредственного уровня (например, концертом американского джазового пианиста Олбрайта) или обиды любителей хорового жанра, которые могли услышать хоровую музыку лишь в одном из 28 концертов, затянувшемся на три отделения.

Один из гостей-участников фестиваля сравнил “Киев Музик Фест’95” со “шведским столом”, где “есть все, что угодно, и не всегда самое лучшее”. Однако здесь нельзя забывать о пресловутых финансовых проблемах. Музыкальный директор фестиваля Карабиц сообщил, что общая стоимость “Киев Музик Феста’95” приближается к $100.000, и половину этой суммы должно было перечислить Министерство культуры. Но в момент проведения фестиваля старое министерство было ликвидировано, а новое еще не сформировалось, и, естественно, деньги на рассчетный счет фестиваля не поступили. За помощью пришлось обратиться к Союзу композиторов Украины и к иностранным фондам и организациям.

Палитра “Киев Музик Феста’95” оказалась пестрой и неравноценной. Но даже организационные и финансовые неурядицы не смогли омрачить атмосферу живого общения музыкантов со всего мира. Фестиваль еще раз подтвердил возрастающее значение Украины в мировом культурном процессе и вписал важную строку в историческую летопись нашего времени.



© 2004-2005. Все права защищены.
Developed by Treastal.