“Зеркало недели”. 1994. 8 окт.

Вия Коренькова.

“Киев Музик Фест’94”: сюрпризы, неожиданности, подарки, открытия

1.

Очередной, V Украинский международный музыкальный фестиваль “Киев Музик Фест’94” начался с извинений. Многочисленной (полный аншлаг) публике, собравшейся в зале Национальной оперы, принес свои извинения музыкальный директор “Феста”, его вдохновитель и организатор народный артист Украины, композитор Иван Карабиц. Программа первого концерта фестиваля претерпела непредвиденные изменения. Традиционно устроители музыкального форума собирались начать его грандиозную концертную программу

IV симфонией выдающегося украинского композитора Бориса Лятошинского. В связи с болезнью одного из ведущих солистов Национального симфонического оркестра Украины довольно-таки редкое исполнение произведения блестящего мастера оркестровки, родоначальника современной украинской симфонии, учителя многих ныне живущих композиторов Украины — не состоялось. Публика довольствовалась музыкой зарубежных представителей жанра Ясуси Акутагавы (Япония) и Дж.Корильяно (США). Приезду последнего на “Киев Музик Фест’94” способствовал Фонд украинских студий Гарвардского университета. Кроме того, приезд на украинский фестиваль известного всему миру американского композитора — примета нашего времени.

И еще о нескольких неожиданностях, сюрпризах и подарках фестиваля. Конечно, исполнение Первой симфонии признанного в высшем музыкальном мире Дж.Корильяно (чего стоит постановка его оперы “Духи Версаля” к 100-летию “Метрополитен-опера” — кстати, первый прецедент постановки произведения живущего композитора!) — настоящий подарок киевским любителям современного искусства. Но это было только начало. Через день после премьеры симфонии Дж.Корильяно подарил своим новым поклонникам встречу, во время которой много и интересно говорил о своей музыкальной эстетике, а Киевской консерватории подарил партитуры и записи своих композиций (в т.ч. — видеозапись оперы “Духи Версаля” и компакт-диски).

Во время уикенда и в начале недели киевляне и гости города имели возможность побывать на четырех концертах “Музик Феста” и послушать музыку всех времен и стилей, многих стран и народов. Исполнители — ведущие солисты и лучшие музыкальные коллективы Украины: в том числе Национальный симфонический оркестр, Заслуженный симфонический оркестр Украинской телерадиокомпании (художественный руководитель и главный дирижер — лауреат международного конкурса В.Сиренко), Оркестр Национальной гвардии Украины (дирижер А.Белошицкий), филармонические оркестры Донецка, Запорожья, Днепропетровска, ведущие хоровые коллективы Украины.

Вообще, складывается впечатление, что в течение этой недели публика услышит такое количество музыки, которое она не могла получить на всех концертах, что состоялись в течение года, минувшего после предыдущего “Киев Музик Феста”.

Организованный американскими издателями, четой Коць, международный конкурс композиторов, на сей раз не подарил нам настоящего победителя (1 место не присуждалось), но предложил в следующий раз соревноваться композиторам-женщинам.

А сколько интересных перфоменсов и импрез подготовили для гостей организаторы! Спектакль Киевского театра пластической драмы на музыку Б.Лятошинского (100-летие композитора будет отмечаться в январе следующего года, и этому юбилею посвящен этот необычный спектакль, состоявшийся 3 октября, в понедельник, в фойе Большого зала консерватории), семинар во вторник — “Украинская музыка в грамзаписях мира” с презентацией коллекции записей С.Максимюка (США), а также — новых компакт-дисков с записями произведений Б.Лятошинского в исполнении Национального симфонического оркестра и оркестра “Молодая Россия” (дирижер — Вирко Балей, США). К сожалению, презентация коллекции и компакт-дисков обошлась без музыки — о ней много говорили, но послушать, видимо, возможности не представилось.

Впрочем, это компенсировалось огромным количеством музыки, звучащей в “живых концертах” фестиваля. 4-часовой концерт камерной музыки 2 октября в Доме ученых широко репрезентовал творчество украинских композиторов-женщин: Ж.Колодуб, Т.Евоны, М.Денисенко (Киев), Е.Томленовой, К.Цепколенко (Одесса), а также — одного из представителей шестидесятников-авангардистов В.Загорцева.

Широкий спектр разнообразных направлений современного камерного жанра представили публике авторы музыки и ее исполнители.

От концертной пьесы (Ж.Колодуб), через различные модификации, которые можно было бы назвать “музыкой познания мира искусства и красоты” (Е.Томленова), “музыкой ума” (М.Денисенко), “музыкой для музыкантов” (Т.Евона), к новому типу творчества и восприятия — исполненной дьявольской мощи, противоречий символики и рефлексии на уровне подсознания музыки К.Цепколенко. Если добавить к этому исполненную поэтики декаданса и любования прекрасными созвучиями, тонким ощущением французской поэзии музыку В.Загорцева и к тому же — несколько шедевров мировой классики, то в своеобразном одномоментном срезе можно увидеть (точнее, услышать) все, что современно нам, ныне живущим.

Дорогим подарком меломанам стала и премьера камерной кантаты А.Козаренко (Львов) на стихи поэта-футуриста 20-х годов М.Семенко “П’єро мертвопетлює” (3 октября в Доме ученых). Именно этот концерт открыл музыкальной общественности имя нового исполнителя — студента Львовской консерватории В.Слипака — обладателя голоса уникального тембра — контратенора. Наверное, впервые за огромный промежуток времени в концерте современной камерной музыки “бисировали”!

Впрочем, это уже из следующего раздела.

2. ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Музыкальный директор “Киев Музик Феста” народный артист Украины, композитор И.Карабиц: “Мы значительно расширяем географию — если когда-то Европа казалась слишком далекой, то теперь она очень близко, а приезд музыкантов из США, Японии, Бразилии, Аргентины — признак того, что мир познает “Киев Музик Фест”. Конечно, пока еще его афиша во многом напоминает программы пленумов Союза композиторов застойных времен — ведь многие наши современники не понимают того, что публика внимательна лишь в первые 2 часа концерта. Вот когда “Киев Музик Фест” станет коммерческим фестивалем, его программы станут “удобными” для публики”.

Продюссер “Киев Музик Феста”, директор Лас-Вегасского симфонического оркестра, дирижер В.Балей: “Он есть настоящим международным фестивалем. Очень важен общий “контекст” для того “текста”, что пишется здесь, в Украине.

И то, что это уже пятый “Фест”, — свидетельствует о том, что уже зародилась внутренняя энергия, которая помогает развиваться. У нас говорят, что “проживешь 5 лет — проживешь и 10”.

Профессор Джульярдской школы, композитор Дж.Корильяно (США): “Я не знаю украинской музыки и поэтому очень доволен фестивалем, так как именно на таких форумах люди узнают музыку мира. Мы в Америке мало знаем музыку Украины, и так же в Украине мало знают американскую музыку. Поэтому такие фестивали, как “Киев Музик Фест”, помогают нам понять друг друга и просто — найти друзей”.

3. НАДЕЖДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Организаторы и участники “Киев Музик Феста” надеются на то, что встретят вместе еще не один юбилей своего детища.

Исполнители лелеют надежду на то, что их мастерство будет справедливо и достойно оценено публикой. Она же в свою очередь надеется на новые подарки и сюрпризы — для души меломана, для ума интеллектуала, для сердца человека.

В общем, концертные залы “Киев Музик Феста” ждут любителей музыки:

Воскресенье, 8 октября — последний фестивальный день.

Утром — камерная программа в Большом зале консерватории.

Днем — в Киево-Могилянской академии прозвучит Литургия №2 Л.Дычко в исполнении ведущих хоровых коллективов Киева; концерт “Трио Террони” (Великобритания) и ансамбля солистов “Киевская камерата” — в Доме ученых.

Вечером — большой симфонический концерт в Международном центре культуры и искусства с участием Национальной хоровой капеллы “Думка” и Национального симфонического оркестра Украины. Дирижер — народный артист Украины Ф.Глущенко.eaяб8'x



© 2004-2005. Все права защищены.
Developed by Treastal.