“Business Украина”. 1994. №44-45

Юрий Чекан.

Праздник музыки

День музыки совпал в этом году с одной из наиболее значительных традиционных музыкальных акций художественной жизни Киева — открытием Пятого международного украинского музыкального фестиваля “Киев Музик Фест’94”. Это была неделя современной музыки: концерты на лучших площадках столицы, традиционный композиторский конкурс имени Иванны и Марьяна Коць, премьеры, открытия, восторги (увы, без них не обходится...).

В День музыки величественный зал Национальной оперы был полон. За дирижерским пультом — энтузиаст и ветеран “Феста” Вирко Балей (США), на сцене – Национальный симфонический оркестр Украины. Под стать событию, участникам – и программа. Неоднократно декларированный лозунг “Феста” – “Украинская музыка в мировом художественном контексте” — здесь был вырисован особенно рельефно: Америку представляла Первая симфония Джона Корильяно (США), Восток – Виолончельный концерт Ясуси Акутагавы (Япония), Украину—Европу – Четвертая симфония Бориса Лятошинского. Но жизнь вносит коррективы в самые благие замыслы. Из-за болезни исполнителя не прозвучала Симфония Лятошинского – и в “европейской” части программы образовалась досадная пауза. Тем более досадная, что 1994 год – год столетнего юбилея композитора. Замечу, что этой дате посвящено несколько фестивальных “страниц” – концерт Киевского театра пластической драмы, презентация гонконгских и российских (увы, своих пока нет) компакт-дисков с записями музыки Лятошинского, да и музыкальный эпиграф “Феста” был “имени Лятошинского”.

Самые яркие впечатления фестиваля – это упоминавшаяся уже симфония Джона Корильяно, камерная кантата “П’єро мертвопетлює” Александра Козаренко (Украина), Шестая симфония Гии Канчели (Грузия), Виолончельный концерт Дариуса Мийо (Франция). Рядом с этой прекрасной музыкой звучали и спорные с точки зрения художественной ценности сочинения — симфонические пьесы “Дальнее поле” канадца Майкла Метьюза, “Павана и Сатерелла” американца Томаса Ливайнза. Они не убеждали, прежде всего, из-за аморфности композиции, интонационной блеклости языка. В симфонии-эпитафии “День скорби и памяти” киевлянина В.Губы сомнения вызвало и нарочитое цитирование “Молитви за Україну” Лысенко, и неожиданное, чересчур прямолинейное включение словесного ряда. Но наибольшее разочарование ждало слушателей конкурсного симфонического концерта. Думаю, что прозвучавшие опусы – Симфония №3 В.Маника, симфонические поэмы “Смуток над Дніпром” А.Бондаренко и “Дар Веделю” Ю.Ищенко, Симфониетта №2 (“Буковинская”) Т.Ященко – поставили перед жюри архисложную задачу – выбрать неординарное произведение из ординарного ряда.

Впрочем, польза от конкурса была – по крайней мере, для самого молодого автора – Андрея Бондаренко. 16-летний юноша, ученик школы услышал в реальном звучании свое симфоническое сочинение. Возможно, это даст ему пищу для размышлений и скорректирует художественное и профессиональное развитие несомненно одаренного юного музыканта. А остальные конкурсные произведения дали пищу для невеселых размышлений о регламенте конкурса, о критериях предварительного отбора и о задачах, которые ставят перед собой конкурсанты. Создается стойкое впечатление, что критерии художественности, концепционности, талантливости, яркости, своеобразия – нечто второстепенное для сочинений, представляемых на конкурс. Более того, появляется мысль, что авторов-конкурсантов больше, чем художественное открытие, больше, чем исполнение музыки, интересует сумма приза...

А решение жюри было таким: премий не присуждать, конкурсные произведения отметить поощрительными призами. Это можно считать достойным выходом из создавшегося положения.

Но вернемся к светлым впечатлениям “Феста”. Их – больше, они разноплановые – это радость открытия новых имен: прекрасный контратенор В.Слипак, совершенные интерпретации М.Чайковской, Ю.Кота, непосредственное музицирование В.Реди и Запорожского симфонического оркестра, гармоничное мироощущение камерного концерта из произведений японских композиторов... И, конечно, радость празднично-уплотненной музыкальной атмосферы осеннего Киева. Ведь “Фест” – это праздник. Праздник, на котором украинская музыка предстает перед нами как действительно европейская, как часть мировой, как Музыка... C



© 2004-2005. Все права защищены.
Developed by Treastal.