“Правда Украины”. 1996. 31 окт.

Ирина Сикорская

Концерт маэстро из Нью-Йорка и ансамбля солистов “Киевская камерата” походил на великолепное шоу...

Оставалось всего несколько дней до открытия международного музыкального фестиваля “Киев Музик Фест’96”, а музыкальная общественность Киева пребывала в тревожном неведении: состоится ли он вообще? Десятая часть требуемой суммы поступила всего за четыре дня до начала — еле успели напечатать афиши и программки. Однако стало чуть спокойнее: “Музик Фесту’96” — быть. И хотя изначальная программа его вынужденно во много раз сократилась, и выглядел фестиваль намного “камернее” своих шести предшественников — он преподнес немало приятных сюрпризов своим почитателям.

С интересом ожидали приезда американского дирижера Рафаэла Адлера, который должен был выступить с ансамблем “Киевская камерата”. Старшее поколение меломанов, очевидно, помнит его триумфальные гастроли в Киеве со струнным ансамблем “Рrо Аrt” в 1978 году. Тогда американские музыканты были едва ли не первыми заокеанскими ласточками, прорвавшимися сквозь “железный занавес”. И вот Рафаэл Адлер вновь в Киеве.

Прошу маститого маэстро рассказать немного о себе.

— Я имею честь быть художественным руководителем (добавлю: и основателем. — И.С.) Нью-Йоркского камерного оркестра “Рrо Аrt”. Возник он 18 лет назад, я был молод, напорист и немного самонадеян... Вспоминаю Киев 1978 года: вечером играли в Большом зале консерватории, утром — еще раз, для студентов... В моем ансамбле — 12 музыкантов. Это первый в Америке струнный ансамбль, который получил национальное и международное признание. Мы были в Европе... шесть, семь, восемь? — не помню точно, сколько раз. Объездили ее всю. Были в других республиках Советского Союза, играли в самых лучших залах Москвы, Ленинграда, Минска, Риги и других городов. Да и Соединенные Штаты исколесили до Гавайских островов включительно. Мы концертируем в Нью-Йорке и за его пределами, даем серии из трех-пяти концертов в год. Еще у меня есть симфонический оркестр, но он не путешествует.

— Вы занимаетесь и музыковедческой деятельностью...

— Да, у меня есть ученая степень. Когда я закончил консерваторию, у нас не было степеней по дирижированию. Следовало выбрать какой-либо инструмент или композицию, или музыковедение. Я выбрал последнее. Для диссертации на тему “Оркестр Вивальди” мне потребовался почти год. Я изучил почти триста его партитур.

— Ощутили ли вы перемены в Киеве, прибыв сюда через 18 лет?

— Прежде всего тогда не было такого количества машин, не говоря уже о “Мерседесах” или “ВМW”. Тогда мне показалось, что люди в ужасной депрессии, везде очереди. Сейчас же я вижу на Крещатике множество прекрасно одетых и приветливых людей. Перемены очевидны — в лучшую сторону. Ваши люди удивительно дружелюбны.

— Пожалуйста, о программе вашего выступления на “Фесте”...

— Я определял ее сам. Однако маэстро Карабиц (директор фестиваля. — И.С.) сказал: “Программа, которую Вы предлагаете, хороша, но довольно трудна. “Камерата” ведь должна отыграть на “Фесте” множество концертов с новыми произведениями”. Поэтому мы, согласившись с ним, оставили две американские пьесы — Барбера и Копленда (хоть они и не авангардные) и добавили Шуберта и Мендельсона.

“Киевская камерата” — оркестр чрезвычайно занятой, даже перегруженный, а все предложенные мною произведения далеко не просты, поэтому я подумал: почему бы нам не сыграть в концерте что-нибудь такое, чем все могли бы насладиться? Увертюра до минор Шуберта, Симфония №9 Мендельсона, “Серенада” Барбера — это, действительно, для всех. Вот Копленд — типично американский композитор, и я решил показать его “Ное Down” из жизни ковбоев. А сюрприз программы — Рэгтайм С.Джоплина. Это было, так сказать, “на закуску”.

— Как же сложились ваши отношения с “Камератой”?

— С ними очень легко и приятно работать. Мы стали настоящими друзьями, коллегами. Это большие музыканты. Главное — они стремятся быть как можно лучше. У них прекрасная школа и классный художественный руководитель.

— Несколько слов о ваших ближайших планах...

— С моим ансамблем мы практикуем по крайней мере одну премьеру в год. Играем много новой музыки. Многие композиторы Америки пишут специально для нас. В следующем сезоне мы планируем сыграть Симфонию №3 И.Карабица в Нью-Йорке. Уже получили партии. Это будет первое произведение украинского композитора в нашем исполнении. Кстати, в моем ансамбле играют два музыканта из “Камераты” — Ю.Харенко и А.Кириллов. Так что — мир тесен. Что еще о планах...

В следующем сезоне “Рrо Аrt” собирается выпустить три компакт-диска. А еще я приглашен на три сезона дирижировать симфоническим оркестром в филармонии Вроцлава (Польша).

***

Концерт маэстро Адлера и ансамбля солистов “Киевская камерата” состоялся в переполненном зале и прошел с огромным успехом. Он больше походил на великолепное шоу: дирижер общался с залом, рассказывал об исполняемых произведениях, а потом взмахом палочки вызывал к жизни прекрасную музыку. Взаимопонимание с оркестром было абсолютно полное. Благодарные слушатели долго не отпускали музыканта со сцены. После концерта маэстро Адлер сказал:

— 18 лет назад я не мог и мечтать, что когда-нибудь вернусь в Киев. Но вот я снова здесь — и такой же горячий прием. Опыт общения с “Камератой” для меня очень важен. Полагаю, что и для музыкантов он был полезным. Очень хотелось бы приехать к вам снова. Надеюсь, однако, что это произойдет скорее, чем через 18 лет.



© 2004-2005. Все права защищены.
Developed by Treastal.