“Киевский вестник”. 1995. 19 окт. №111 (4756)

Ирина Сикорская.

Размышления после фестиваля

С 30 сентября по 7 октября проходил Шестой украинский международный музыкальный фестиваль “Киев Музик Фест’95”. За шесть лет фестиваль этот приобрел собственный имидж, справедливо завоевал авторитетное право быть одним из важнейших музыкальных событий года. Нынешний — не был исключением: за восемь фестивальных дней состоялось 30 концертов, в которых исполнялась музыка композиторов США, Франции, Японии, Югославии, Польши, России и, естественно, наиболее значительные сочинения, написанные в прошлом году украинскими мастерами.

Хотя впечатления еще слишком свежи для подведения окончательных итогов, на мой взгляд, наиболее интересными были Симфония №5 “Потаємні поклики” (Филип Кюпер, кларнет, Франция, и камерный оркестр “АRCHI”, дирижер Игорь Андриевский); Диптих Мирослава Скорика (Львовский камерный оркестр Высшего музыкального института); Концерт Левка Колодуба (Сергей Низкодуб, кларнет, и камерный окестр “ARCHI”); “Три молитвы к Пресвятой Богородице” (камерный хор “Крещатик”, дирижер Лариса Бухонская). Настоящим шедевром порадовал слушателей Валентин Сильвестров. В своем Диптихе он объединил молитву “Отче наш” и “Заповіт” Тараса Шевченко. Безусловным событием фестиваля стала премьера балета Александра Козаренко “Дон Жуан з Коломиї” по произведениям Леопольда Захера-Мазоха. Всех упомянуть, пожалуй, невозможно — программа фестиваля была очень насыщенной — мировая классика соседствовала с авангардной музыкой, джазовых исполнителей сменяли юные победители конкурса памяти Владимира Горовица. Дирекция фестиваля постаралась отобрать все лучшее, что прозвучало и произошло в музыкальном мире Украины за минувший год. Однако, по 7-8 концертов в день физически выдержать было невозможно, желание везде поспеть приводило к метаниям между концертными залами.

“Фест’95” склонил чашу музыкальных весов в сторону камерной музыки. По сравнению с предыдущими фестивалями, симфонических концертов было значительно меньше, хоровой — вообще один. Основную нагрузку — пять концертных программ — вынес ансамбль солистов “Киевская камерата”, выступавший с различными дирижерами, солидную лепту внес и камерный оркестр “АRCHI”.

На фестиваль этот традиционно приезжают многочисленные зарубежные гости. Так было и в этот раз. Из США прибыл содиректор “Феста” Вирко Балей — в нынешнем сезоне он выступил и как дирижер, и как пианист, исполнив на открытии Концерт №27 Моцарта. Наибольший ажиотаж, естественно, возник вокруг Джорджа Крамба, одного из самых известных и интересных композиторов Америки. Он остался очень доволен исполненной на открытии пьесой “Ночь четырех лун” для меццо-сопрано (Татьяна Пиминова), альтовой флейты, банджо, виолончели и ударных (“Киевская камерата”).

Огромной популярностью пользовался еще один гость из США — Уильям Олбрайт. На “Фесте’95” он выступил в двух ипостасях: как композитор (оркестр Гостелерадио и дирижер Эдвин Лондон из США исполнили его симфонический фрагмент “Сhаsm”), а также как пианист, преподнеся слушателям замечательный концерт-лекцию из истории рэгтайма. Кстати, оказалось, что он еще и органист, причем ведет активную концертную деятельность. Интересно было бы познакомиться и с этой гранью его таланта.

Великолепными блюзовыми композициями очаровали слушателей американцы Нил Крек (фортепиано) и Хови Смит (альт-саксофон). А концерт джазового квартета Мишеля Порталя вызвал бурные овации переполненного зала Музыкальной академии.

Дирекция фестиваля порадовала меломанов и встречами с нашими соотечественниками — победителями конкурса пианистов памяти В.Горовица двумя Алексеями — Емцовым и Колтаковым, Киевским квартетом саксофонов (руководитель Юрий Василевич), скрипачом Алексеем Кошванцом и многими другими. Приятно, что украинские исполнители не уступают, а порой и явно превосходят зарубежных. Тем более досадно, что многие произведения, особенно оркестровые, готовились наспех и были сыграны, как говорят, “на живую”.

Как и в любом деле, у фестиваля были свои удачи и неудачи. Однако очевидно, что этот музыкальный форум уже давно перерос рамки фестиваля местного значения и стал международным не только по названию. А посему от души пожелаем ему светлого будущего.



© 2004-2005. Все права защищены.
Developed by Treastal.