“Всеукраинские ведомости”. 1995. 24 окт.

Юрий Чекан.

Музыкальное пиршество в Киеве

“Киев Музик Фест”... Любителям музыки хорошо знакомо это название. Ведь “Фест” в осеннем Киеве уже шестой раз, и каждый раз это — резкое учащение музыкального пульса столицы. И каждый раз силовые линии украинской музыки сплетаются в прихотливом узоре с иностранными, открывая себя — миру и мир — себе. И в каждом “Фесте” парадоксально сосуществуют традиция и эксперимент, классика и авангард, академизм и джаз. Одним словом, “Фест” — это своеобразная проекция противоречивой, пестро-мозаичной тоносферы современности, “концертный концентрат”, праздник музыки, вызывающий у слушателей эйфорию и душевный трепет — от возможности выбора, от ощущения полнокровности музыкально-концертной жизни, от предвкушения обильного музыкального “пира”. Шутка ли, за неделю — 29 концертов (только в понедельник — восемь!), в программах которых сочинения более чем сотни авторов — современная украинская музыка, Бах и Стравинский, Моцарт и Сальери, Шнитке и Бортнянский, Люлли и Крамб...

И в какой-то момент возникает впечатление, что процесс девальвации культуры — не жестокая реальность, а фантом, пугающий мираж: в зале Дома ученых на хоровом и некоторых камерных концертах негде было яблоку упасть; на выступление французского джазового квартета вообще было невозможно попасть, и обычно такой просторный Большой зал консерватории (ныне — Национальной музыкальной академии) казался тесным; задолго до начала спектакля был переполнен зал Дома учителя...

Ощущение праздника музыки подкреплялось и настоящими художественными открытиями — такими, например, как Пятая симфония “Потаємні поклики” для кларнета и камерного оркестра Е.Станковича, инсталляцией по произведениям Л.Захера-Мазоха “Дон Жуан з Коломиї” для балета и камерного ансамбля А.Козаренко, хоровым сочинением французского композитора Ива Кляуэ “Зима” на стихи И.Франко.

Настоящий фурор произвели две новые работы В.Сильвестрова — хоры “Отче наш” на канонический текст и “Заповіт” на стихи Т.Шевченко. Все названные премьеры — достояние национальной музыкальной культуры, и величайшая заслуга “Феста” в том, что они прозвучали в его концертах.

В структуре музыкальной повседневности “Фест” занял экологическую нишу, которая ранее принадлежала пленумам Союза композиторов (кстати, эта творческая организация, наряду с Министерством культуры и Центрмузинформом — организаторы “Феста”). А раз так, значит, функции, принадлежавшие ранее пленумам (показ новых сочинений украинских композиторов, “срез” современного состояния академических жанров, стимулирование культуры академической ориентации, формирование музыкальной политики государства), поневоле проявляются в “фестовских” программах. Именно поэтому в них так много разной современной украинской музыки — традиционный Концерт для фортепиано с оркестром А.Билаша, эклектичные фрагменты из оперы “Оргия” по драме Леси Украинки А.Костина, субъективно честная, но многословная и малохудожественная симфония Н.Полоза “Океан”, откровенно эпатирующая “психоделическая серенада” “Ах ты, степь широкая” С.Зажитько, композиционно и лексически ординарная симфония-кантата “Песни любви” Л.Дычко.

Полное название “Музик Феста” — Украинский международный фестиваль. В этом несколько необычном сочетании (так какой же — украинский, или международный?) кроется его специфика: творчество украинских авторов здесь представлено на фоне музыки зарубежья. В этом году наиболее масштабно была представлена музыка композиторов США. На открытие приехал маститый Джордж Крамб (исполнялись его произведения шестидесятых годов — ”Одиннадцать отражений осени”, “Идиллия”, “Ночь четырех лун”; маэстро высоко отозвался об интерпретациях своих опусов ансамблем “Киевская камерата”). В симфоническом концерте прозвучали сочинения Уильяма Олбрайта “Бездна”, Сальваторе Мартирано “Лон/Донс”, Эдвина Лондона “Герой нашего времени”, в камерном — пьесы Артура Ярвинена, Терри Райли, Луиса Эндрисена, Эрла Кима и Вирко Балея. Общее впечатление от американской музыки — интересно, ново, но не более того; такого феерического подарка, как в прошлом году (Симфония Дж.Корильяно), на этот раз не было...

В программе “Феста” были: композиторский конкурс им.М. и И.Коць, премьеры украинских авторов, исполнение классики, джазовые концерты, выступления лауреатов конкурса памяти Владимира Горовица, выступления дирижеров из Америки, Турции, Японии, Югославии. Но в программе “Феста” была и зияющая лакуна: здесь не было ни одного произведения Б.Лятошинского. Неужели прошлый “Фест”, прошедший под знаком Лятошинского, исчерпал энтузиазм и возможности организаторов? Неужели не очевидно, что художественные открытия, нынешнего “Феста” корнями уходят в традицию Мастера, и что хорошим, милым, талантливым американцам именно ее — хрупкой, но такой глубокой — как раз и не хватает?..



© 2004-2005. Все права защищены.
Developed by Treastal.