У‘актыФ. 1997. 14 окт.

ёли€ √ожик.

У огда смотришь в бездну, обрати взор в небоФ

«авершилс€ VIII ћеждународный фестиваль современной музыки У иев ћузик ‘естТ97Ф. ќставив в скобках УвнутренниеФ проблемы фестивал€ (слаба€ материальна€ база, невозможность пригласить на фестиваль крупных зарубежных музыкантов и т.д,), нужно признать, что проведение акции такого рода в услови€х, отнюдь не благопри€тствующих развитию серьезного искусства, большое достижение.

УЌо неужели, Ч спросит рассудительный обыватель, Ч еще остались в ”краине люди, продолжающие профессионально заниматьс€ столь неблагодарным делом, как современна€ академическа€ музыка?Ф. ќказываетс€, таковые существуют. Ѕолее того: именно на нынешнем У‘естеФ существенно укрепились позиции уже за€вл€вших о себе композиторов поколени€ 90-х. »х сочинени€ выгл€дели весьма достойно в соседстве с произведени€ми именитых мэтров Ч ¬.—ильвестрова, ¬.√одз€цкого, ћ.—корика, ≈.—танковича, ¬.«убицкого. » именно они, завершающие свое первое творческое дес€тилетие, Ч ј. озаренко, —.Ћунев, —.«ажитько, ¬.ѕолева€, ћ.ƒенисенко, ј.«агайкевич, Ч стали УнервомФ фестивал€, его Убеспокойным пульсомФ, приковавшим внимание публики, позволившим увидеть, услышать, ощутить разнообразие Увитавших в воздухеФ идей.

∆ивой, общительный, неподражаемо оба€тельный львов€нин јлександр  озаренко на сей раз представил монодраму Уќресте€Ф по трагеди€м Ёсхила дл€ актера и инструментального ансамбл€. Ќе свойственна€ ранее  озаренко кровава€, тотально-мрачна€ атмосфера произведени€ отразила дух трагедий Ёсхила. јвтор словно ставит перед глазами зрител€ увеличительное стекло, дабы тот смог увидеть, насколько близки проблемы Увремен давно минувшихФ и современности.

 ак всегда, взбудоражил и озадачил публику скандальный —ергей «ажитько. ƒва его произведени€, показанные на У‘естеФ, Ч УЁпитафи€ маркизу де —адуФ дл€ двух виолончелей и У≈ще!..Ф дл€ низкого мужского голоса, бича и актера подтвердили ранее продекларированную приверженность их автора эстетике абсурда. ћногое в музыке «ажитько, по его же словам, рассчитано на физиологический эффект. ќн экспериментирует со звуком, с техническими возможност€ми инструментов, с человеческим голосом. ¬ У≈ще!..Ф сам автор предстал в роли Унизкого голосаФ и УисполнилФ виртуозные, даже небезопасные дл€ голосовых св€зок бормотание и покашливание.  аждый волен воспринимать это по-своему: Успособ привлечь к себе вниманиеФ, Уэксперимент ради экспериментаФ, Умногообещающий поискФ... ќднако вполне возможно, что за абсурдистским антуражем кроетс€ свойственное современному человеку непри€тие окружающей действительности, отчуждение, желание спр€татьс€.

Ќасто€щим потр€сением дла многих стала УЋетарги€Ф —в€тослава Ћунева Ч симфонический опус, в котором соединились глубина мысли и ее мастерское, отмеченное печатью незаур€дного таланта, воплощение. ∆уткое состо€ние подавленности, ощущени€ почти полной остановки всех жизненных процессов Ч летаргический сон личности, летарги€ духовности общества...

јвтор, похожий на таинственного монаха-демона, не стал уточн€ть подробности содержани€, указав лишь на возможную аллюзию с литургией (через ассонанс Улетарги€Ф Ч Улитурги€Ф) и использованный в сочинении православный канонический гимн XIV века. У огда смотришь в бездну, хочетс€ в нее прыгнуть. Ќужно просто не замечать ее и обратить взор в небоФ. » эти многозначительные слова, сказанные —.Ћуневым, можно расценивать как духовное кредо его мужественного поколени€.Зy№Шу$



© 2004-2005. ¬се права защищены.
Developed by Treastal.