“Зеркало недели”. 1998. 10 окт. №195—196

Юлия Гожик.

“Киев Музик Фест’98”: “без надежды...”

Известие о готовящемся очередном, Девятом “Киев Музик Фесте” было воспринято скорее недоуменно, чем радостно. Неужели? Ведь что могло быть мрачнее и безнадежнее картины прошлогоднего фестиваля, пессимистичнее и жестче (что совершенно справедливо) оценок его критикой, скучнее прессы, за неимением сенсационных “клубничек” сосредоточившей внимание на цифрах и “перемалывании” финансовых вопросов?

Сей пессимизм, однако, усугубился после ознакомления с программой нынешнего “Феста”: полное отсутствие логики в компоновке материала (попробуйте, если не жаль времени, найти связь между “Парафразом” К.Мяскова на тему украинской народной песни, “Романсом” для скрипки А.Дворжака и “Відповіддю України Шевченкові” Б.Янивского, соседствующими в концерте оркестра народных инструментов); разросшийся пуще прежнего “украинский сектор” (70%), окончательно заслонивший “международность” фестиваля (произведения современных зарубежных авторов составили 10% от общего числа представленных, мировая классика — 20%); сокращение до возможного минимума числа симфонических концертов (5), еще более ограниченное, чем в прошлом году, число зарубежных гостей. Фестиваль начинался без денег на рассчетном счету (!). Публика, не ожидая ничего, кроме провала, повинуясь скорее инерции, нежели живому интересу, потянулась на концерты. На ум приходили второй закон термодинамики, когда-то случайно “схваченные” тезисы о необратимости энтропийных процессов в системах закрытого типа и прочее. Что ж, дескать, ничто не властно над объективными закономерностями...

Подобные умонастроения начали исчезать уже с первых дней фестиваля: отметим великолепный джазовый концерт памяти Владимира Симоненко с участием Э.Измайлова, М.Скорика, И.Мирзоева и экспозицией работ художника Г.Юхимца, премьерное исполнение “Монологов Джульетты” В.Губаренко, выступление “Киевских солистов” Б.Которовича с премьерой Концерта для скрипки, камерного оркестра, фортепиано, челесты и чембало Е.Станковича*. Далее по ходу состоялись интересные премьеры произведений Ю.Ищенко, Г.Ляшенко, А.Скрипника, Б.Фроляк, М.Шуха, два юбилейных концерта Мирослава Скорика. Атмосферу постепенно заполняло нечто, отнюдь не схожее с ожидавшимися смирением и скорбью над “телом умершего”. Как-то вдруг отошли на задний план, уступив место желанию общаться, нервозность и мелкие междоусобные склоки, а установившиеся спокойствие, доброжелательность и деловитость помогли без излишних сантиментов и патетики оценить реально происходившее.

Разноголосая общественность, посещавшая фестивальные концерты, практически единогласно отметила чрезвычайно высокий исполнительский уровень Девятого “Феста”. Это, по большому счету, и предотвратило провал акции.

Основную нагрузку камерных концертов по традиции героически “вывозила” на своих плечах “Киевская камерата”, на сей раз показавшая себя в наилучшем свете. На сегодня этот коллектив является, без преувеличения, лучшим камерным оркестром Киева. Профессиональный музыкантский “класс” показали также Л.Войнаровская, А.Баженов, Л.Шутко, из гостей — альт-саксофонистка гречанка М.Апостолаки, немецкий пианист Удо Шнебергер, из молодых — флейтистка Б.Стельмашенко, гобоист Д.Гудыма, трио в составе — И.Рябинин (скрипка), Р.Куц (альт), Е.Колявина (фортепиано).

Глубоко символичным явился состоявшийся 30 сентября (день Веры, Надежды и Любови) концерт-ретроспектива с участием профессионалов мирового класса — скрипача А.Марджаняна и виолончелистки М.Чайковской: музыканты играли написанную больше четверти века назад (70-е) и посвященную им музыку друзей — И.Карабица, Е.Станковича, Й.-О.Балакаускаса — единомышленников, с которыми они жили и работали. Традиционный в рамках “Феста” цикл хоровых концертов в этом году трудно назвать удавшимся: уровень привлеченных областных хоровых коллективов (за исключением, разве что, хора Николаевского училища культуры) оказался более чем посредственным. “Нехоровая” акустика Малого зала Национальной музыкальной академии — отнюдь не аргумент для оправдания непрофессионализма.

Пожалуй, самым большим разочарованием для взыскательных ушей на нынешнем “Фесте” было трудно выдерживаемое обилие “звукового балласта”, иными словами некачественной в техническом и неинтересной в содержательно-эмоциональном плане музыки. Понятны и естественное желание услышать в исполнении свое сочинение — с одной стороны, и необходимость хоть как-нибудь заполнить фестивальные пустоты — с другой (в этом году программа изобиловала именами композиторов Харькова, Донецка, Одессы, Луганска, Львова). Однако безответственность в этом плане и злоупотребление чужим (слушательским) временем — определенного рода непорядочность. Думается, гораздо более этичной явилась позиция некоторых авторов (в частности И.Щербакова, И.Карабица, М.Скорика), не посчитавших постыдным представить на фестивале сочинения двух-, трехгодичной давности, отдав предпочтение качеству созданного. Девятый “Киев Музик Фест”, показав шире, чем когда-либо, панораму украинской современной музыки, совершенно неожиданно выявил актуальность проблем творческих, скрывающихся под спудом внешних, организационно-финансовых. Оттого, наверное, так остро “срезонировала” блестяще задуманная (в чем-то даже автобиографичная) сцена-аллегория С.Зажитько “Збигнев Батюк”: художник и искусство существуют как миры параллельные, непересекающиеся, занимаясь в самоупоении бессмысленной возней, он его просто не замечает.

Зато с какой благодарностью на фоне остинатного дежавю (“где-то мы это уже видели”), такого естественного и даже предпочтительного, согласно эстетике постмодернизма, были восприняты произведения, отмеченные печатью Мастерства: потрясающий “Саntus аеtеrnus” С.Лунева — вечный плач, вопль человека о спасении, и канонические по духу, с минимумом чутко воплощенного, хрупкого “я” “Песнопения” В.Полевой; первозданно чистые, непосредственные в эмоциональном буйстве “Купальские песни” А.Гаврилец и остроумная джазовая “Коломийка Роксолана” И.Тараненко; музыкальное приношение высокому искусству “Аmadeus—Аmа Dеum...” М.Денисенко — Еine Kleine Kunststuk — запечатленная в крайних эмоциональных красках “Sоnаtа quаsi unа Fаntаsia” А.Козаренко, показавшего себя к тому же и незаурядным пианистом. Имена авторов названных произведений “кочуют” из программ одних фестивалей в другие, а в рецензиях упоминаются непременно в сочетании с наилестнейшими эпитетами. И это — отнюдь не стереотип, навязываемый чьими-то эстетическими преференциями, а скорее факт, свидетельствующий о сформировавшемся зрелом поколении украинских композиторов серьезного уровня. Кто знает, может быть им суждено возродить “Киев Музик Фест”?

“Соntrа sреm...”. Заглавие хрестоматийного стихотворения Леси Украинки, вынесенное в заголовок статьи, не закончено не зря. Надеяться действительно не на что: реальность оснований для оптимизма пока не дает, а каждое чудо, как известно, живет три дня. Однако, словно магическая формула всего фестиваля, звучали слова его арт-директора И.Карабица, сказанные на пресс-конференции: “Идея “Феста” остается прежней... В надежде на лучшие времена”. Повинуясь воздействию этих слов, допишем все-таки в конце: spero!



© 2004-2005. Все права защищены.
Developed by Treastal.